Системы автокондиционирования

 

Автокондиционер как он есть.

Автомобильный кондиционер уже давно перестал быть предметом роскоши дорогих авто. Теперь его можно встретить и  в достаточно дешевых автомобилях
Оптимальная температура в салоне современного автомобиля повышает комфортность пребывания в нём водителя и пассажиров, от этого зависит безопасность участников дорожного движения .За создание, контроль и поддержание в салоне автомобиле заданной температуры и влажности отвечает система кондецианированния  или климат-контроль. В целом система представляет собой сложную замкнутую герметичную систему, в которой циркулирует по замкнутому контуру специальный газ (хладагент). Эта система в силу своих конструктивных особенностей требует к себе бережного обращения и квалифицированного обслуживания. В большей степени нужно обратить внимания именно на ежегодную диагностику, так как именно это поможет избежать дорогостоящего ремонта. И вот почему;
Некоторые «специалисты» говорят «Кондиционер – это обычный холодильник, и для его заправки подойдет любой фреон». Это не так. Автомобильные кондиционеры использую свои, специальные хладагенты. Это газ R-134a и R-12 между собой не взаимозаменяемы. Масло,  которое применяют в системах с этими хладагентами так же не взаимозаменяемое, синтетика и минералка не смешиваются. Автомобильные кондиционеры, в которых используют фреон R-12, заправляются только R-12.Но при желании можно перейти на другой вид фреона.  Для этого необходима полная промывка всей системы, чтобы вымыть остатки минерального масла, замена ресивера-осушителя, так как содержащийся в нём абсорбентом влаги рассчитан на другой фреон, компрессор потому что его уплотнительные кольца поршней не смогут работать с другим маслом, а так же порты для подсоединения шлангов от оборудования.  И оно вам надо?!!  Эта переделка очень дорога, поэтому проще поискать сервис, где есть фреон R-12. Что же будет, если в 12-ю систему заправить 134-ый фреон? В общем, ничего как скажут, если не считать того, что в газе не будет растворяться масло, и рано или поздно компрессор, недополучивший смазки, просто заклинит.
Теперь перейдём к вопросу о том, что необходимо менять, а что промывать в системе автокондиционера при выходе его из строя и других ремонтных работ,  о чём  иногда умалчивают некоторые автосервисы. Перечислим важные компоненты кондиционера.

    

  1. Компрессор- прокачивает хладагент по всей системе.
  2. Испаритель – похож на радиатор только меньшего размера, который располагается там же, где радиатор автомобильного отопителя. В испарителе жидкий хладагент,  преобразовываясь в газ,  именно это служит причиной охлаждения испарителя.
  3.  Конденсор – большой радиатор, располагающийся как правило, перед радиатором охлаждения двигателя. В нём хладагент охлаждается, преобразовываясь обратно в жидкость.
  1. Ресивера-осушителя, в котором содержится при работе системы большая часть фреона и имеется абсорбент или по другому силикагель  которой впитывает влагу которая может содержатся в  хладагенте.
  2. . Датчик давления, который выключает автокондиционер по достижении нужного давления.
  3. Датчик,  отменяющий  включение компрессора, при давлении не достигшим нормы, если в системе нет или недостаточно фреона.
  1. Регулировочного вентиля(ТРВ), отвечающего за подачу строго определённого количества фреона в зависимости от температуры или расширительной трубки где проводится дозирование жидкости, поступающей в испаритель.
  2. Дополнительного вентилятора или без него для охлаждение горячего пара в конденсаторе Напор воздушного потока создается за счет движения автомобиля и/или с помощью вентилятора с принудительным приводом.
  3. Трубопроводы фреоностойкие.
  4. Аккумулятор-доиспаритель  служит для гарантийного перехода  жидкого хладагента который не до испарился  после прохождения через расширительную трубку.

При разрушении компрессора в систему попадают  продукты износа поршневой группы это стружка и черная пыль от тефлоновых колец и первым засоряется конденсор его можно и нужно промыть. Далее грязь оседает в ресивере-осушителе это своего рода фильтр который не промывается, а только меняется (Вы же при очередном ТО не продуваете воздушный фильтр и не промываете масленый). И так определили номер первый на замену- ресивер.     
Следующий элемент системы ТРВ или расширительная трубка. Они так же  подлежат только замене. Следующий- испаритель его можно промыть. Ну  собственно говоря и всё. Да ещё трубки они конечно тоже промываются. И только после этого можно ставить новый или отремонтированный компрессор и заправлять систему.
Советы
Когда ваш кондиционер вышел из строя  и Вы решились на ремонт необходимо знать следующее.При замене каких либо комплектующих и снятии их с авто не держите систему разгерметезированной постарайтесь заглушить открытые трубки. Лучше снять ресивер-осушитель, а ещё лучше его заменить так как  поглощающая возможность силикагеля не безмерна и фирмы-производители автокондиционеров советуют заменять ресивер-осушитель один раз в два года при обычном использовании автомобильного кондиционера. Если получилось что система по ряду причин уже была долгое время не герметична примерно более суток (авария или покупка подержанного авто) то лучше его так же заменить. При несвоевременной замене ресивера-осушителя силикагель может начать разрушаться, превращаясь в белый порошок, который расходится по всей системе, попадая во все узлы трения и приводя в негодность все механизмы . Экономия на ресивере – осушителе может аукнуться дальнейшим дорогостоящим ремонтом.
И ещё, включайте кондиционер зимой,  это позволит не высохнуть все возможным уплотнительным кольцам, прокладкам и сальнику компрессора. 

 

Диагностика
Диагностика автомобильного кондиционера невозможна без некоторых устройств. Поскольку в подавляющем большинстве случаев причиной неисправности кондиционера становится утечка фреона, главной задачей становится эту утечку найти.
В наше время практикуется поиск утечек фреона двумя способами - электронными течеискателями и ультрафиолетом. Течеискатели - это специальные приборы, улавливающие наличие в воздухе фреона. Существует множество моделей этих приборов. Некоторые из них очень простые, некоторые - "интеллектуальные". У каждого способа свои преимущества.
Однако, найти дырку в системе течеискателем не всегда удается. Часто бывает, что фреон уходит в течение нескольких месяцев, да и то при определенных давлениях. Или, например, потенциальные места утечек находятся в непосредственной близости друг от друга. Течеискатель чувствует присутствие фреона, но определить место утечки точно не представляется возможным.
Для подобных случаев очень удобна диагностика с помощью ультрафиолетового красителя. Суть ее в следующем. Система полностью заправляется, вместе с фреоном и маслом в нее заливается специальный краситель, способный светиться в лучах ультрафиолета. Красители выпускаются под фреон R-134a и R-12, есть также универсальные красители. Они никак не влияют на работу кондиционера и, тем более, не могут ничего испортить. Кстати, многие фирмы-автопроизводители заправляют кондиционеры УФ-красителем прямо на заводе. Нельзя обойтись и без традиционной заправочной консоли с манометрами. Глядя на стрелки,  одновременно показывающие давления в напорной и обратной магистралях, опытный специалист способен понять о состоянии вашего кондиционера почти все..
Своевременно сделанная диагностика может с экономить много денег. Что в медицине, что в ремонте автомобильного кондиционера ситуация одна - во время поставленный диагноз. И не пытайтесь при посещении пункта по заправки кондиционера сказать «Мне только заправить без диагностики, пожалуйста». Конечно, это возможно, но с экономив копеечку, потом приедете вновь и ремонт будет не дешев. 
Так что диагностика автомобильного кондиционера - вещь копеечная, но экономить на ней никак нельзя. Ведь та сумма себя оправдает. Нежели заправить систему и через сутки или раньше фреон уйдёт в воздух.
И так что такое  диагностика и какие виды работ можно сделать;.
Визуальный контроль – производится проверка:
· - изношенности и степени натяжения приводного ремня компрессора, соосность и целостность шкивов, биение в подшипниках и т.д.;
· -состояния шлангов и трубок, наличие перегибов, препятствующих циркуляции фреона в системе, наличие масляных подтеков в местах соединений;
· - чистоты теплообменных поверхностей испарителя (по интенсивности воздухопотока вентилятора отопителя) и конденсатора;
· - работоспособности вентиляторов испарителя и конденсатора;
· - состояние заправки системы через смотровое окошко на ресивере осушителе (если оно  есть)
-проверка наличия посторонних шумов при работе автокондиционера:
Проверка системы автокондиционера на герметичность:
Система автокондиционера, если она в исправном состоянии, должна быть герметична. Как правило, при разгерметизации системы, количество хладагента в контуре автокондиционера начинает уменьшаться, а в систему попадает атмосферный воздух и влага, что в свою очередь может вывести из строя терморасширительный вентиль (ТРВ), ресивер-осушитель и компрессор.
использованием флуорисцентного красителя его еще часто называют «ультрафиолетом» из за характерного свечения в ультрафиолетовом свете.
· обмыливанием;
Зачастую, точно установить место возможной утечки можно только используя несколько способов обнаружения. «Ултрафиолет» добавляется в смазочное масло и производится заправка автокондиционера. Спустя 24 часа проводится поиск места утечки с использованием лампы ультрафиолетого света. Так как смазочное масло циркулирует в системе растворенное в хладагенте, то в месте утечки фреона появляется характерное зеленоватое свечение флуорисцентного красителя в ультрафиолетовом свете.
Проверка наличия посторонних запахов:
· Корпус испарителя идеальная среда для развития патогенных микроорганизмов, неприятный запах появляется из за развивающихся в корпусе испарителя бактерий, вирусов и болезнетворных грибков, которые являются причиной возникновения простудных заболеваний. Избавится от них можно лишь после обработки испарителя специальным антибактериальным раствором для автокондиционеров. Также рекомендуется заменить фильтр салона и проверить правильно ли функционирует система слива
Проверка по давлению:
Присоединение манометрического коллектора. По показаниям манометров можно определить производительность и состояние  компрессора, а также функционирование других элементов системы.  
Только после устранения причин не исправности можно перейти к заправке.

Заправка
Никогда не эксплуатируйте автокондиционер при недостаточном количестве хладагента в системе!

В недозаправленной системе наступает масляное голодание компрессора. Кроме того, не дозаправленный кондиционер плохо холодит. Хладагент, который охлаждает воздух в салоне вашего автомобиля, возвращается в компрессор в виде охлажденных паров хладагента. Охлажденные испарения также несут в себе масляный туман. Таким образом, когда система имеет низкий, но все еще достаточный для работы компрессора, заряд хладагента, ваш компрессор работает без надлежащей смазки и охлаждения. Подумайте, что может случиться с вашим двигателем без масла и охлаждения. Не долго он проработает, так же как и ваш компрессор. Перезаправленная система ничуть не лучше. В ней возникают повышенные давления, компрессор работает на пределе возможностей, бывает даже отключается по аварийному давлению. Как и в первом случае, кондиционер не холодит и произойдёт одно из двух либо компрессор выйдет из строя, либо разорвёт шланги.
Заправлять кондиционер необходимо в случае утечки фреона. Естественно, перед тем как заправлять систему, утечку надо устранить. Не Если из вашего кондиционера куда-то ушел газ, то, скорее всего, только заправкой вы не обойтись. Так же в системе протекает процесс диффузии. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание). И за год возможно не достаток фреона 20%. Рекомендуемая периодичность перезаправки автокондиционеров один раз в 3-2 года

В процедуру «Заправка автокондиционера» входит:

1. Диагностика системы автокондиционера. Смотри раздел «Диагностика».
2.Вакуумирование системы автокондиционера. Вакуумирование системы, перед заправкой автокондиционера, проводится для удаления воздуха и влаги из автокондиционера. Операция производится при помощи вакуумного насоса и блока манометров.
При глубоком вакууме вся влага превращается в пар и удаляется из системы. Вакуумирование производится после работ по сборке и монтажу элементов автомобильной системы кондиционирования воздуха, после замены компонентов системы перед заправкой хладагентом, при удалении хладагента из системы. Операция занимает примерно 20 минут. После этого под вакуумом система выдерживается ещё 10 мин., и если стрелка на манометре не откланяется от заданного значения, то системе считается герметичной можно переходить к заправке.

3. Заправка системы автокондиционера хладагента. Заправка происходит посредством вакуумно-зарядной станции. Теперь в систему надо закачать нужное количество газа. Не вдаваясь в подробности рассмотрим главное. Отмеряется фреон двумя способами - по электронным весам, на которые ставится баллон, или по мерной колбе. Колба гораздо практичнее и удобнее. Жидкий газ закачивается в колбу из баллона, за его количеством можно наблюдать по мерной шкале, градуированной в граммах. Затем открываются краны, и газ уходит в систему. Если необходимое количество не входит из-за того что давление в колбе и в системе сравнялось газ можно «запихнуть».  Чтобы «запихнуть» его, на мерной колбе предусмотрен нагревательный элемент, поднимающий давление газа.
Можно заправлять и другим способом - через порт обратной магистрали при включенном компрессоре кондиционера. В этом случае ваш компрессор засасывает газ сам. 

4.  Долив в систему автокондиционера необходимого количества масла. Долив масла необходим при каждой заправке системы его количество зависит от производимых ремонтных работ .Он происходит через специальный масленый инжектор в который заливается необходимая доза масло. Цилиндр включается в магистраль между баллоном с фреоном и манометрическим коллектором. Необходимое количество масла заправляется с потоком хладагента.